Приразломное месторождение газа

Приразломное месторождение

Приразломное месторождение

Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена из Приразломного в апреле 2014 года. Относится к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (р. Печора). Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

Приразломное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны в 980 км от морского порта Мурманск. Район характеризуется сложными природно-климатическими условиями: ледяной покров сохраняется в течение 7 месяцев, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться ниже — 45 °С.

Приразломное — уникальный российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы — морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Платформа позволяет выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т. д.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (около 910 кг на куб. м), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из неё производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической отраслях.

История месторождения

Впервые Приразломная структура выявлена сейсморазведкой в 1977 г. и подготовлена к глубокому бурению по результатам сейсморазведочных и опытно-методических работ в 1980-87 гг. Были построены структурные карты, выполнено тектоническое районирование, выявлено 9 локальных поднятий, позднее 21 локальное поднятие, часть из которых подготовлены к глубокому бурению.

Первые шаги по изучению шельфа Печорского моря предпринимались с начала 1960-х годов, однако планомерное изучение сейсморазведкой этого региона началось с конца 1970-х годов, когда была организована Мурманская морская геологоразведочная экспедиция (ММГРЭ), переименованная в 1985 году в трест «Севморнефтегазгеофизразведка», а с 1988 года — в трест «Севморнефтегеофизика».

Бурение в пределах акватории Печорского моря проводилось объединением «Арктикморнефтегазразведка» (г. Мурманск) с 1981 года. Прогноз продуктивности подтвердился бурением скважины в 1989 году. Приразломное открыто в 1989 году. Последующие работы в 1991 г. позволили создать геологическую модель месторождения и сделать прогноз коллекторских свойств продуктивных горизонтов.

К концу 1995 года в восточной части Печорского моря было пробурено 7 морских поисковых и разведочных скважин и открыто 3 месторождения углеводородов в карбонатных отложениях пермо-карбона (Северо Гуляевское — газоконденсатное, Приразломное и Варандейское — нефтяные).

Добыча на месторождении начата в декабре 2013 года. В сентябре 2014 года был добыт миллионный баррель нефти. Всего в 2014 году на Приразломном было добыто порядка 2,2 млн баррелей нефти (около 300 тыс. тонн). В ноябре 2015 года на месторождении была добыта миллионная тонна первой российской арктической нефти.

Запасы и добыча на месторождении

Приразломное имеет запасы 610 млн баррелей. Планы бурения предусматривают бурение до 36 наклонно-направленных скважин (19 добывающих, 16 нагнетательных и одна поглощающая). Первая эксплуатационная скважина была запущена в декабре 2013 г., а к январю 2017 г. введены в эксплуатацию десять эксплуатационных скважин.

Все скважины бурятся с одной буровой на платформе, с одновременным бурением и добычей. Заводнение горизонтальных нагнетательных скважин водой по периметру происходит при давлениях нагнетания, близких к разрыву. Это приведет к тому, что максимальный годовой объем производства плато составит 7,55 млн тонн к пятому году. Ожидается, что производство продлится 22 года.

Строительство

Концепция разработки месторождения разработана институтом «ВНИИГАЗ», дочерней компанией «Газпрома». Проект предусматривает выполнение операций с единой стационарной платформы в центре разработки.

Эта морская стационарная гравитационная платформа — первая подобная конструкция в России. Верхние строения основаны на бывшей британской платформе с натяжными опорами North Sea Hutton, купленной «Роснефтью» в 2002 году и модернизированной для новой работы на военной верфи ФГУП «Севмаш» в Северодвинске. Срок эксплуатации новой платформы «Приразломная» составляет 50 лет.

Верхние строения были демонтированы под Мурманском и отбуксированы в Северодвинск. При этом кессон строился на Севмаше в виде нескольких кессонных суперблоков. Верфь также отвечала за разгрузочный комплекс, буксировку платформы и жилой модуль. В Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске были изготовлены металлоконструкции суперблоки 1 и 4. Технологический модуль был построен на Выборгском судостроительном заводе, а остальные части суперблоков и трубопроводов — на мощностях Центрэнергомонтажа.

Верхние строения весят 39 000 тонн. Он имеет одну вышку и 40 слотов скважин. Имеются две системы отгрузки нефти производительностью до 10 000 м³/ч. Верхние строения располагаются на кессоне площадью 126 м² и грузоподъемностью 97 000 тонн. Он включает в себя 14 резервуаров для хранения нефти емкостью 113 000 м³, а также два резервуара для хранения воды общей емкостью 28 000 м³. Объект имеет мощность по добыче нефти 22 000 т / сутки, суточная мощность добычи газа - один миллион кубометров, а закачка воды - 32 000 м³ / сутки.

Суперблоки были сварены и установлены в 2004 году, после чего были произведены буксировка и установка верхних строений, а также бетонирование. После периода успокоения вокруг поля была уложена защитная берма.

Инфраструктура месторождения

Перекачка масла осуществляется в два этапа. До конца 2015 года месторождение обслуживала плавучая платформа «Белокаменка» грузоподъемностью 360 000 тонн, расположенная в незамерзающей части Кольского залива. В декабре 2015 года «Белокаменку» заменило новое плавучее судно для хранения и разгрузки танкер VLCC Умба - рейдовое плавучее нефтехранилище.

Нефть с месторождения «Приразломное» доставляется танкере VLCC Умба вместимостью до 220 000 тонн. Затем сырая нефть экспортируется четырьмя супертанкерами дедвейтом от 150 000 до 170 000 тонн. Также имеются два многофункциональных ледокола мощностью 16 МВт для помощи танкерам, а также выполнения задач по безопасности и охране окружающей среды. Платформа поддерживается базой снабжения в Архангельске.

В компании Gasoleum можно заказать и купить нефтегазовое оборудование разных типов, а также специализированное оборудование для их обслуживания и эффективной эксплуатации.