Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение
Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение — самое северное и одно из наиболее крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений углеводородов на полуострове Ямал. Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 250 км к северу от города Надым, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы.
Важной особенностью месторождения является высокий газовый фактор. Для комплексного развития ресурсной базы южной части арктического полуострова и обеспечения максимально эффективной разработки всех видов и категорий запасов: нефти, конденсата, природного и попутного нефтяного газа, компания «Газпром нефть» реализует уникальный инфраструктурный проект «Газ Ямала».
Он включает строительство газоперерабатывающего завода мощностью 15,5 млрд м3 в год и подводного арктического газопровода мощностью 20 млрд м3 в год, который был запущен в эксплуатацию 8 декабря 2021 года. Газопровод соединил производственные объекты полуострова Ямал с газотранспортной магистралью Ямбург – Тула.
Добыча углеводородов на полуострове Ямал ведется в сложных климатических условиях Заполярья. Зимой температура воздуха в районе Новопортовского месторождения может опускаться до −55 °С. Освоение Новопортовского НГКМ ведет "Газпромнефть-Ямал", дочка "Газпром нефти".
История месторождения
История Новопортовского месторождения начинает свой отсчет с 24 декабря 1964 года, когда из скважины Р-50 на Новопортовской площади полуострова Ямал забил мощный фонтан газа с суточным дебитом более 1 млн кубометров. Скважина закладывалась с 25 мая в соответствии с проектом разведки на 1964 год, утвержденным начальником Тюменского территориального геологического управления Юрием Эрвье.
К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное его освоение началось в 2012 году. В июне на месторождении пробурена первая эксплуатационная наклонно-направленная скважина глубиной 2,2 тыс. м. Параллельно в ходе расконсервации еще нескольких скважин был получен фонтанирующий приток нефти в объеме более 140 кубометров в сутки.
Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %).
«Газпром нефть» начала бурение первой добывающей скважины на кустовой площадке №2 в августе 2012 г. и завершила ее в 2014 г. Первая отгрузка нефти с месторождения объемом более 10 тыс. т была осуществлена через Обскую губу в мае. 2013 г. Полномасштабное бурение - 2014 г., а начало коммерческой добычи в 2015 г.
«Газпром нефть» впервые применила метод гидроразрыва пласта в Новопорте на Ямале в мае 2013 года. Центральный комплекс сбора и подготовки нефти в Новопорте будет иметь мощность переработки 5,5 млн тонн в год.
Запасы
Извлекаемые запасы месторождения по категории C1 и С2 — более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа (с учетом палеозойских отложений).
Новопортовское месторождение входит в состав Ямальских нефтегазоконденсатных месторождений и расположено к юго-востоку от полуострова в ЯНАО. Месторождение вмещают юрские и неокомские отложения. Юрские отложения предлагается разрабатывать наклонно-направленными и горизонтальными скважинами. Неокомские отложения будут разрабатываться горизонтальными скважинами.
Строительство
Основные работы на месторождении включали изготовление и поставку металлоконструкций: основные и вспомогательные здания и сооружения, склад метанола, центрального пункта подготовки нефти, нефтеналивного терминала, газопоршневой электростанции, инженерные и энергетические сети для обеспечения работы комплекса объектов подготовки газа, и комплекса объектов по компримированию и подготовке природного газа и газового конденсата.
В рамках контракта с «Газпром нефть Новый порт» построили резервуарный парк для приема и хранения нефти на Центральном пункте сбора нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Общий объем резервуарного парка составит 60 тыс м3. Парк включает 6 стальных вертикальных резервуаров по 10 тыс м3 каждый.
Инфраструктура
Новопортовское месторождение состоит из восьми добывающих скважин, расположенных на двух многоскважинных площадках. Первая кустовая площадка состоит из пяти скважин, а вторая кустовая площадка состоит из трех добывающих скважин. Первая эксплуатационная скважина длиной 2 200 м была забурена в мае 2012 г. Третья горизонтальная скважина на второй кустовой площадке, добыча которой началась в октябре 2013 г., имеет длину более 930 м и дебит 210 т/сут.
Нефть с месторождения до побережья доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. В январе 2015 года компания приступила к строительству его второй очереди, пуск ветки в перспективе позволит обеспечить транспортировку не менее 5,5 млн тонн нефти в год. В феврале 2015 года «Газпромнефть — Ямал» осуществил зимнюю отгрузку нефти с Новопортовского месторождения морским путем. Первая партия сырья в объеме 16 тыс. тонн отправлена танкером в сопровождении атомного ледокола и в марте доставлена в Европу.
С мая 2016 года отгрузка сырья осуществляется с помощью выносного арктического нефтеналивного терминала башенного типа «Ворота Арктики», расположенного в 3,5 км от Мыса Каменного. Потребителям нефть будет круглый год доставляться через Обскую губу и далее по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. Специально для этого по заказу «Газпром нефти» в 2018 году были построены два ледовых судна обеспечения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», а также шесть танкеров ледового класса Arc7 серии "Штурман.
Отгрузочный терминал «Ворота Арктики»
Терминал «Ворота Арктики» в районе Мыса Каменного предназначен для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него в зимний период может превышать два метра — это потребовало применения уникальных технических решений, обеспечивающих его надежную работу в условиях Крайнего Севера.
На берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода. Установка терминала «Ворота Арктики» общей высотой более 80 м производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн.
С началом промышленной эксплуатации «Ворот Арктики» в 2016 году «Газпромнефть — Ямал» получил возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Максимальная мощность терминала по перевалке сырья — более 8,5 млн тонн в год, его технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию Обской губы.
Энергообеспечение
В рамках реализации проекта «Газпром нефти» «Новый Порт» на Новопортовском месторождении строится крупнейшая на полуострове Ямал газотурбинная электростанция[8] мощностью 96 МВт (с возможностью ее увеличения до 144 МВт). Первая очередь ГТЭС будет введена в эксплуатацию в 2017 году.
Общая площадь объекта генерации — 11 га. Новая ГТЭС обеспечит бесперебойное энергоснабжение Новопортовского месторождения, приемо-сдаточного пункта «Мыс Каменный» и терминала «Ворота Арктики» в акватории Обской губы.
Подрядчики
Контракт на проектирование, поставку и строительство (EPC) арктического терминала непрерывной отгрузки нефти на Новопортовском месторождении был заключен со «Стройтрансгазом».
Контракт на изготовление и поставку арктического перегрузочного терминала был заключен с компанией Bluewater. Компания Gulf Piping получила субподряд на изготовление терминальной базы ALT и полную сборку. Компания ThyssenKrupp Rothe занималась изготовлением коренных подшипников для терминала.
Субподряд на изготовление пилотных свай для терминала был заключен с Sif Group, в то время как ASK ROMEIN Staalbouw получила субподряд на оконечную проводку.
МТЗК привлекался для оказания услуг по антикоррозионной защите, теплоизоляции и монтажу балластных трубопроводов.