Проект «Ямал СПГ»

Проект «Ямал СПГ»

Проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал»

Ямал СПГ является совместным предприятием, основанным на заводе по производству сжиженного природного газа, расположенном в Сабетте на северо-востоке полуострова Ямал, северо-запад Сибири ,Россия. Помимо завода по производству СПГ, проект включает производство на Южно-Тамбейском газовом месторождении и транспортную инфраструктуру, включая морской порт и аэропорт Сабетта.

«Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна Total (20%), CNPC (20%) и Фонда Шёлкового пути (9,9%). Total изначально стала партнером проекта в октябре 2011 года. «Новатэк» подписал соглашение с «Газпромом» о распределении СПГ, произведенного с площадки.

Проект «Ямал СПГ» состоит из четырех технологических линий. Первая очередь начала работу в декабре 2017 года, вторая - в июле 2018 года, третья - в ноябре 2018 года, а четвертая линия введена в эксплуатацию в июне 2021 году. Основным экспортным рынком для СПГ будет Китай и юго-восточная Азия.

История проекта

Проект «Ямал СПГ» был предложен, когда одноименная компания получила лицензию на Южно-Тамбейское газовое месторождение в 2005 году. «Новатэк» взял под свой контроль «Ямал СПГ» в 2009 году. Другой проект под названием «Ямал СПГ» был предложен «Газпромом».

В ноябре 2008 года «Газпром» сообщил, что подготовил список потенциальных партнёров завода СПГ проекта «Ямал». Хотя список не разглашается, «Газпром» указал, что в него включены ExxonMobil и ConocoPhillips. Такжев качестве потенциальных партнеров упоминались Royal Dutch Shell , Repsol YPF и Petro-Canada.

В октябре 2010 года проект НОВАТЭКа был выбран правительством России в качестве пилотного проекта. Церемония закладки первого камня для строительства порта состоялась в июле 2012 года, однако строительство самого порта началось в 2013 году.

9 ноября 2017 года был произведён первый объём СПГ. Этот технический объём не был отправлен покупателям, а использован для технологических целей. К моменту запуска первой линии, для обеспечения её электроэнергией, на обслуживающей проект электростанции были введены в строй четыре из восьми планируемых газотурбинных блока SGT-800 мощностью 47 МВт каждый, производства Siemens. 29 ноября 2017 ОАО «Ямал СПГ» получило государственное разрешение на ввод в эксплуатацию основных технологических объектов первой очереди завода СПГ.

5 декабря 2017 года началось производство сжиженного природного газа на первой производственной линии мощностью 5,5 млн т/год СПГ. Первая партия сжиженного природного газа была закуплена трейдером группы НОВАТЭК — Novatek Gas&Power для компании Petronas и направлена в Великобританию. Она была перевезена газовозом «Кристоф де Маржери» «Совкомфлота». В декабре 2018 года запущена третья технологическая линия завода «Ямал-СПГ».

В 2021 году «Ямал СПГ» занял 1-е место. 30-е место среди 120 нефтяных, газовых и горнодобывающих компаний, занимающихся добычей ресурсов к северу от Полярного круга в Индексе экологической ответственности Арктики (AERI). Ожидается, что завод будет производить в общей сложности 926 миллиардов кубометров сжиженного природного газа на Южно-Тамбейском месторождении и считается некоторыми «жемчужиной» Северного морского пути.

Инфраструктура проекта

Планы проекта «Ямал СПГ» включают строительство завода по производству СПГ, комплекса подготовки газа и конденсата, магистрального газопровода и буровых площадок.

В рамках проекта также планируется включить систему сбора газа, морской порт в Сабетте и флот танкеров-газовозов ледового класса для перевозки СПГ.

Завод по переработке СПГ имеет мощность 17,4 млн метрических тонн в год (Мт/год) газа и один миллион метрических тонн конденсата. Он будет состоять из четырех линий СПГ, а также складских и наливных мощностей.

Три линии СПГ имеют индивидуальную мощность 5,5 млн тонн в год, а четвертая линия имееть мощность 0,95 млн тонн в год.

Перерабатывающий завод также включает в себя четыре криогенных резервуара для хранения СПГ объемом 160 000 м³, установку фракционирования сжиженного газа вместе со стабильным газовым конденсатом и хранилища хладагентов.

В проекте задействовано 16 специально разработанных российских танкеров СПГ арктического класса ARC7 ледового класса. Танкеры помогают в транспортировке СПГ на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Погрузочно-разгрузочные танкеры имеют дедвейт от 183 000 до 208 000 тонн и вместимость 172 600 м³. Они способны работать в суровых климатических условиях полуострова Ямал. Имея длину 300 м, танкеры могут развивать скорость 19,5 узлов в открытой воде и 5,5 узлов во льду толщиной 1,5 метра.

Первый газовоз для перевозки СПГ, произведенный в рамках проекта, получил имя Christophe de Margeri и был введен в эксплуатацию в марте 2017 года. Десять танкеров СПГ находятся в эксплуатации с 2018 года, а ввод в эксплуатацию остальных ожидается в 2019 году.

Судоходная инфраструктура проекта включает в себя причал для отгрузки СПГ и газового конденсата с двумя причалами для погрузки танкеров, причалами для накатных грузов, средствами отгрузки материалов и причальными сооружениями портового флота в порту Сабетта. Гавань порта защищена ледовым барьером длиной 2 км. Также была построена электростанция проектной мощностью 376 МВт для обеспечения работы завода СПГ.

Подрядчики

Работы по проектированию, закупкам и строительству для проекта выполняются консорциумом Technip, Chiyoda и JGC в соответствии с контрактом, заключенным в апреле 2013 года.

Компания Chicago Bridge and Iron Lummus (CBI Lummus) получила контракт на проведение предварительных и предварительных исследований проекта.

GE поставляет в общей сложности шесть газовых турбин Frame 7E, 18 центробежных компрессоров, шесть приводов с регулируемой скоростью и шесть установок утилизации тепла (WHRU) для линий СПГ в рамках контракта на сумму около 600 миллионов долларов. Компания также обеспечивает шеф-монтаж и поддержку на этапе ввода проекта в эксплуатацию.

В июле 2013 года «Новатэк» заключил контракт с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering на строительство и поставку в общей сложности 16 танкеров-газовозов ледового класса ARC7.

Компания Aker Arctic предоставила эскизный проект в дополнение к оценке характеристик судов ледокольных танкеров СПГ, используемых для проекта СПГ.

VINCI заключила контракт на поставку четырех криогенных резервуаров для хранения СПГ для проекта в январе 2014 года.

В ноябре 2014 года компания «Новатэк» заключила с «Атомфлотом» контракт на оказание долгосрочных услуг портового флота по сопровождению буксиров и ледоколов в порту Сабетта.

В компании Gasoleum можно заказать и купить нефтегазовое оборудование разных типов, а также специализированное оборудование для их обслуживания и эффективной эксплуатации.